Газ или уголь? Безотказный технологический процесс получения металла
воскресенье, 20 июня 2010 г.
Это началось еще в последней четверти девятнадцатого столетия, в тот самый период, когда двухступенчатый передел в металлургии окончательно оформился и повсеместно утвердился. Земной шар покрывался густой сетью железных дорог. Днем и ночью мчались по ним паровозы, все более и более мощные, и тянули за собой составы, все более и более длинные. Океанскую гладь бороздили железные пароходы. В их гулком чреве старательно пыхтели паровые машины, вращая огромные гребные колеса. А по тряским булыжным улицам европейских столиц уже громыхали неуклюжие паровые фургоны и первые экипажи с двигателями внутреннего сгорания, удивительно напоминающие извозчичью пролетку. Более того, уже делали первые робкие попытки оторваться от земли летательные аппараты тяжелее воздуха.Казалось, с техническими проблемами человечество покончило. В самом деле, континенты были связаны между собой телеграфными кабелями, что обеспечивало мир быстрой передачей информации; транспорт исправно перевозил пассажиров и грузы на суше и на море; паровые машины давали достаточное количество энергии, чтобы приводить в действие заводские и фабричные станки. Механизация, транспорт, связь - этих "компонентов" достаточно, чтобы цивилизация могла считать себя высокоразвитой.
В ногу с техническим прогрессом шли и металлурги. Они не только отработали безотказный технологический процесс получения металла, но и распознали многое из того, что происходило в домнах, конвертерах, мартенах. Конечно, распознали не все, а лишь самое основное, самое необходимое, но это уже давало возможность не брести ощупью в темноте, надеясь на счастливый случай, а наперед прогнозировать пути получения сталей с теми или иными свойствами.