Научно-техническая революция
воскресенье, 20 июня 2010 г.
По производительности установки прямого восстановления значительно уступают "тандему" домна - мартен или домна - конвертер, а потому вплоть до середины нашего столетия они развивались слабо и лишь в некоторых странах. Положение изменилось, когда в действие вступил второй фактор - развитие техники. Иными словами, когда началась научно-техническая революция. Реактивная авиация, атомная энергетика, электроника, освоение космоса - все это поставило перед металлургами безотлагательную и крайне сложную задачу - дать металлы с новыми, доселе невиданными свойствами.
Мы восхищаемся мощностью двигателей, стремительно уносящих в космос многотонную ракету. Но насколько можно было бы увеличить мощность и как далеко продвинуть освоение космоса, если бы камеры сгорания космических двигателей сделать из жаропрочных сплавов, способных работать при температуре 3-4 тысячи градусов. Увы, нет пока таких сплавов, и приходится искусственно уменьшать температуру в камере сгорания, снижать мощность двигателей.
Спустимся из космоса на Землю. В современном тяжелом машиностроении применяются детали весом в сотни тонн, длиной в 30-35 метров (это высота 10-этажного дома). Только ротор турбины для Красноярской ГЭС имеет диаметр 2, 3 метра. Впечатляющие цифры. Но давайте зададимся вопросом: а нужны ли такие размеры? Оказывается, они вовсе не нужны. Можно было бы обойтись гораздо меньшими и более легкими деталями, но . вдруг произойдет авария? Во имя этого самого "вдруг" инженеры и придают изготовляемым изделиям десяти, а то и двадцатикратный запас прочности. Если мост должен выдержать, скажем, сто тонн, его строят с учетом двух-тысячетонной нагрузки. Надежно? Разумеется. Выгодно? Отнюдь нет, сплошные убытки.